Об Истинности Православия и сектантстве

 

Православие27.1. Кто такие старообрядцы? Старообрядцы или староверы – это общее название религиозных групп, отделившихся от Русской Церкви в XVII веке. Начался раскол из-за несогласия некоторых духовных лиц с исправлением ошибок в богослужебных книгах и изменением обрядов, начатых патриархом Никоном около1655 г. Это несогласие вскоре выросло в открытый раскол, увлекший за собой большое количество приверженцев старины. Сначала старообрядческое движение ставило своей целью следовать древним русским обрядам и обычаям. Здесь не было ереси, но лишь неповиновение церковной власти. Со временем старообрядцы разбились на множество «толков» (групп).

Некоторые из них продолжают настаивать на употреблении старинных книг и икон, отличаются суровыми нравственными правилами в жизни, а от православного населения отличаются церковными обрядами и неподчинением духовной иерархии. Старообрядцы разделяются на две большие группы: поповцев и безпоповцев, – в зависимости от того, принимали ли они священников, переходивших из Православия в раскол, или нет. Обе эти группы распались на множество толков, названия которых произошли от имен их основателей. Некоторые старообрядческие ветви, отказавшись от священников, выродились в сектантские общества.

В конце XVIII столетия, когда страсти по поводу исправления богослужебных книг несколько утихли, некоторые старообрядческие ветви начали искать сближения с Русской Церковью. Синод Русской Церкви в1783 г. разрешил своим епископам назначать священников для дружественных старообрядческих приходов. Старообрядцы, признавшие Русскую Церковь, стали называться «согласниками». Несколько лет спустя новые группы старообрядцев в Казани, Петрограде и Москве вошли в союз с Русской Церковью и начали принимать ее священников. Эти группы были названы «единоверческими». На епископском собрании в городе Казани в 1885 году было определено, что «Православие и единоверие – одна Церковь».

27.2. Как перейти в Православную Церковь из старообрядцев?

- Старообрядцы в Православную Церковь принимаются различно: те, которые, будучи прежде православными, были по Крещении миропомазаны в Православной Церкви, но впоследствии отступили в раскол, принимаются посредством Покаяния и Причащения; те из старообрядцев, которые родились и крещены в расколе, принимаются посредством Миропомазания; те, которые родились в расколе и принадлежат толкам, не признающим Таинство Крещения, принимаются посредством Крещения.

По всем вопросам перехода в Православную Церковь из других конфессий необходимо обращаться к священнику.

27.3. Чем католики отличаются от православных?

– Издревле Церковь Христова была едина. С первых веков христианства она называлась Православной, о чем говорит праздник Торжества Православия, установленный еще до разделения Церкви на Западную и Восточную. Господь наш Иисус Христос основал одну Церковь, за нее Он и Кровь пролил.

Но в 1054 году Западная Церковь отпала от той, что была основана Самим Иисусом Христом. Она возгордилась, возжелала власти, а где гордость, там появляются отклонения от Истины. Западная Церковь перестала признавать многое из того, что установил Сам Господь и апостолы, начала вводить свои правила и установления. Так прекратилась преемственная благодать, объединявшая епископов через апостолов с Самим Господом.

Католицизм ввел ряд новых догматов, не согласных с апостольским учением и постановлениями Семи Вселенских Соборов. Самыми серьезными отступлениями от истины являются католические догматы об исхождении Святого Духа «и от Сына» и о главенстве и непогрешимости Римского папы. Вопреки апостольской традиции, священнослужители католической Церкви обязываются к целибату (безбрачию). Таинство Причащения не совершается по апостольской традиции, так вместо хлеба и вина употребляются облатки. Таинство Крещения совершается через обливание (вместо погружения). Православная Церковь не признает существования «чистилища», среднего места между раем и адом, где души якобы очищаются от грехов, не признает индульгенций, осуждает жестокости инквизиции и совращение православного народа в католицизм.

27.4. И католики, и мусульмане, и православные говорят, что их вера истинная. Кому верить? Какая церковь истинная?

– Во-первых, истинная Церковь та, которая содержит неповрежденным христианское учение, проповеданное апостолами. В вопросе учения современные церкви очень разнятся. Не могут все учить правильно. Истинной Церковью может быть та, которая ни в чем не расходится в вопросах веры с Церковью первых веков христианства. Если сравнить учения современных христианских церквей, то можно прийти к выводу, что только Православная Церковь исповедует неповрежденную веру древней апостольской Церкви.

Другой признак истинной Церкви – благодать, или сила Божия, которой Церковь призвана освящать и укреплять верующих. Хотя благодать есть невидимая сила, однако существует и внешнее условие, по которому можно судить о ее наличии или отсутствии, это – апостольское преемство. С апостольских времен благодать давалась верующим в Таинствах Крещения, Причащения, возложения рук (Миропомазании и Хиротонии) и других. Совершителями этих Таинств были сначала апостолы, потом – епископы и пресвитеры. Право совершать эти Таинства передавалось исключительно преемственным способом: апостолы рукополагали епископов и только им разрешали рукополагать других епископов, священников и диаконов. Апостольское преемство подобно священному огню, который от одной свечи зажигает другие. Признаками истинной благодати являются мир душевный, любовь к Богу и ближним, смирение, кротость и подобные свойства.

Еще одним признаком истинной Церкви являются ее страдания. История Церкви написана слезами и кровью мучеников за веру. Начало гонений положили иудейские первосвященники и книжники еще в апостольское время. И на протяжении всей истории Церкви последователей Христа гнали, арестовывали, терзали, казнили. Но враг не смог одолеть Христовой Церкви. Это свидетельствует о неземном происхождении христианства, о его Божественном происхождении, следовательно, о его истинности.

Наконец, верным способом для нахождения истинной Церкви Христовой является историческое исследование. Истинная Церковь должна непрерывно восходить к апостольским временам. Если церковь возникла в XVI или в каком-нибудь другом столетии, а не в апостольское время, то она не может быть истинной. По этому одному признаку надо отклонить претензии на звание истинной Церкви Христовой всех деноминаций, ведущих свое начало от Лютера и его последователей, как то – лютеранскую, кальвинистскую, пресвитерианскую, и более поздние – мормонскую, баптистскую, адвентистскую, свидетелей Иеговы, пятидесятников и прочих, им подобных. Эти деноминации основаны не Христом или Его апостолами, а лжепророками – лютерами, кальвинами, генрихами, смитами и другими новаторами.

Православие имеет огромное количество фактов, свидетельствующих о его сверхъестественности. Это чудеса от святых икон, мощей, сами факты канонизации святых. Полнота богообщения только в Православной Церкви. И мы видим, что Бог дарами Духа Святого: чудотворения, прозорливости, исцеления, любви и смирения – обогащает только православных христианских подвижников веры и благочестия, и благодатный огонь у Гроба Господня даруется только православным.

Таким образом, убедительность Православия состоит в первую очередь в том, что оно не просто дает логически неопровержимые аргументы в свою защиту, но и предлагает все средства для того, чтобы на личном опыте удостовериться в истинности своих утверждений, а также приводит тысячи и тысячи свидетелей, подтверждающих верность этого опыта. В Евангелии указан путь проверки: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8).

27.5. Как католику присоединиться к Православию?

– Католиков, которые не получили конфирмации или миропомазания от своих пастырей, принимают в Православную Церковь через Миропомазание; получивших же миропомазание или конфирмацию католиков принимают в Православную Церковь посредством покаяния, отречения от заблуждения и Причащения Святых Таин.

27.6. Что такое тоталитарная секта?

– Тоталитарными сектами или деструктивными культами называются секты, нарушающие права своих членов и наносящие им вред путем использования определенной методологии, называющейся «контролирование сознания». Тоталитарные секты – это авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и другими масками и которым присущи такие свойства, как обожествление лидера, либо организации. Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов; они используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удерживания членов в своих рядах. Таким образом, тоталитарные секты нарушают права человека на свободный информационный выбор мировоззрения и образа жизни.

Секты – это не новое явление. Сколько существовало человечество, столько существовали и секты, состоящие из групп фанатиков, следующих за неким лидером. Но в XX веке у них появилось нечто новое: систематическое использование современных психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения. Наша страна традиционно многоконфессиональна; всю ее историю люди, исповедующие различные религии, жили бок о бок друг с другом, с уважением относясь к праву соседа веровать по-своему, свободно и сознательно выбирать свои религиозные убеждения. Но именно этого права стремятся лишить человека тоталитарные секты.

27.7. Чем опасны тоталитарные секты?

– Тоталитарные секты несут в себе опасность на четырех уровнях: на уровне личности; на уровне семьи; на уровне общества; на уровне государства.

 Тоталитарные секты несут опасность на уровне личности, потому что они лишают человека свободы, порабощают его и жестоко эксплуатируют. Разрушаются человеческие жизни, ломаются судьбы, наносится тяжелый, а зачастую и непоправимый урон здоровью, как психическому, так и физическому.

 Тоталитарные секты несут опасность на уровне семьи, потому что каждая тоталитарная секта представляет собой некую эрзац-семью, претендующую на то, чтобы заменить подлинную, настоящую семью человека, вытесняет семейные привязанности и разрушает семейные узы. Развал семей является постоянным спутником тоталитарных сект.

 Тоталитарные секты опасны на уровне общества, потому что ничего не производят и существуют исключительно паразитическим образом, оттягивая от общества ресурсы, как людские, так финансовые и всякие иные. Тоталитарные секты не могут ничего производить, и в конечном итоге они избавляются от тех людей, которые уже отдали им все, что имели. Большая часть членов тоталитарных сект не остается в них на всю жизнь. Человек в секте до той поры, пока он может ей что-то дать, а когда отдал все: деньги, имущество, энергию, силы, здоровье – от него избавляются. Ведь теперь уже о нем нужно заботиться, а тоталитарные секты в этом не заинтересованы. Гораздо легче завербовать другого человека и заставить его делать ту работу, которую выполнял его предшественник. Таким образом, человек с разрушенной судьбой, с разрушенным здоровьем оказывается на обочине жизни, предоставленный сам себе, с грузом накопившихся и весьма нелегких проблем.

И, наконец, тоталитарные секты опасны на уровне государства, потому что каждая из них фактически является в нем инородным телом, своего рода государством в государстве, живет по собственным законам, часто противоречащим государственным, и по собственным морально-этическим принципам, противоречащим принципам традиционным, как бы их ни называть: общечеловеческие, христианские и так далее. В конечном итоге, для тех, кто находится в секте, то, что хорошо для нее, и есть высшая нравственность и высший закон. Соответственно для того, чтобы добиться этого, никто из них не задумывается перед нарушением любых нравственных норм и даже законов государства. Практически все секты, прибывшие из-за рубежа, проповедуют антипатриотизм.

 27.8. Кто попадает в секты?

 – Большинство сект предпочитает вербовать молодых людей. Они находятся на распутье. Переход от детства к взрослой жизни часто бывает сопряжен со стрессовыми ситуациями, которые делают людей более внушаемыми. И сектанты тут как тут. Много молодежи приезжают на учебу и работу из деревень, других городов, у них отсутствует жизненный опыт, они теряются в большом городе, и сектанты без особого труда затаскивают их в секту. Кроме того, с молодыми людьми всегда легче работать: они здоровы, у них хорошая работоспособность, высокая самоотдача. Этого достаточно для того, чтобы зарабатывать лидерам сект деньги и вербовать в свои ряды все новых и новых членов.

 Часто жертвой сектантов становятся люди, находящиеся в состоянии стресса в результате каких-либо сложных житейских ситуаций. Многие из вербовщиков являются психологами и, усмотрев в общественном месте человека в подавленном состоянии, они применяют методику «обволакивания любовью», то есть расспрашивают о проблемах, выказывают сочувствие, утешают и приглашают придти к ним на собрание. Пришедших на собрание «новичков» окружают заботой и вниманием, и человек, переживший трагедию и нуждающийся в психологической поддержке, оказывается вовлеченным в секту.

 27.9. Как избежать вовлечения в секту?

Правило первое. Навсегда запомнить, что не все то, что говорит о духовности, ведет к Богу. Не все религиозные пути приводят к добру.

Правило второе. Сказать в своем сердце: «Если когда-нибудь мне понадобится обратиться к Богу и к вере, я хотел бы молиться как православный и я не хотел бы стать членом каких-то сект».

Правило третье. Если с вами говорят о вере, всегда просите своего собеседника представиться. Так вы защитите свою свободу выбора, ибо очень часто многие проповедники как раз желают, чтобы поначалу вы и не заметили, что вам предлагают выбор и отречение от традиционной веры вашего народа.

Правило четвертое. Имейте в виду, что Религиозная миссия часто прикрывается сугубо светскими наименованиями.

Правило пятое. При разговоре с проповедником старайтесь выяснить не только то, что есть общего у его веры с другими конфессиями, но и отличия.

Правило шестое. Если аргументы вашего собеседника из неправославной общины показались вам убедительными, все же помедлите с принятием окончательного решения. Например, если вам говорят, что Библия запрещает писать иконы и молиться за умерших родителей, найдите священника или человека, осведомленного в основах православного богословия, или хотя бы соответствующую книгу и выслушайте аргументы стороны, обвиненной вашим новым знакомым.

Правило седьмое. Не составляйте своего представления о той или иной конфессии только на основе анекдотов о недостоинстве ее священнослужителей. Сравнивайте не грехи людей, а основы вероучений.

Правило восьмое. Не считайте разговор о вероучительных отличиях проявлением «религиозного фанатизма» или «нетерпимости». Разница религий – это исторический факт.

Правило девятое. Когда вам будут говорить, что такой-то учитель нашел путь к объединению всех религий, обратите внимание на странное обстоятельство, что всякая проповедь унификации провоцирует, прежде всего, очередное размежевание.

Правило десятое. Признайте за каждой религиозной общиной право самой определять свои собственные границы.

Правило одиннадцатое. Будьте просто трезвы. Не спутайте психическое воодушевление, естественное при больших собраниях, сопровождаемых громкой музыкой и энергичной речью, с таинством вхождения Христа в святыню человеческого сердца. Православие нужно людям. И здесь равно важно понять и то, что люди нуждаются в духовной красоте и гармонии православной Традиции, и то, что само Православие существует ради людей.

27.10. Что такое экуменизм?

– В начале ХХ века началось так называемое экуменическое движение (греч. «ойкумена» – «вселенная»), то есть движение за создание единой вселенской Церкви. Экуменисты зовут к смешению всех христианских и нехристианских конфессий, в том числе и сект. Но разве возможно единение иудеев, не признающих Иисуса Христа, с христианами? А христиан – с язычниками, шаманами? Какому «богу» может поклоняться такая толпа?

Православная Церковь 2000 лет молится о единении всех людей в православной вере, чтобы все присоединились к Церкви, основанной Самим Господом. Экуменическая церковь – это церковь последних времен, в этой церкви глава – антихрист. А управлять ею будет сам сатана.

27.11. Можно ли смотреть протестантские передачи?

– Эти передачи смотрят те, кто не знает Православия, не хранит веру отцов. Кто знает Истину, тот не принимает духовный суррогат. Ведь если есть чистый родник с живой водой Православного учения, разумно ли утолять духовную жажду из канализации, куда сливают мутные потоки лжи различные секты и проповедники еретических учений?

27.12. Почему говорят, что у Божией Матери было много детей?

– Иосиф до обручения с Девой Марией был женат и имел детей. Этих детей от его первого брака еретики и называют детьми Божией Матери. Божия Матерь родила единственного Сына – Богочеловека Иисуса Христа.

27.13. Как относиться к доктору Коновалову? Есть ли у него благословение Церкви?

– Учение и «лечение» Коновалова С.С., обладающего тайными знаниями, приобретенными вне истинного Бога и вопреки Его заповедям, служат духовной гибели людей, а не их исцелению. Никакого благословения Церкви у секты Коновалова нет и быть не может, так как он пытается соединить христианство с оккультизмом. В его книгах и лекциях внушается мысль, что только Коновалов может дать правильное понимание Библии, успокоить душу человека и разрешить все вопросы веры. Он подает свое откровенно оккультное учение в псевдонаучной упаковке, при этом запугивая близким концом света. Таким образом читатель или слушатель настраивается на то, что святоотеческое учение Православной Церкви – вчерашний день, позиция «наших далеких предков», а то, что объясняет Коновалов, современно и научно. Он называет себя посредником между космическим разумом и людьми, говорит, что берет на себя болезни людей. Человек, хотя бы поверхностно знакомый с христианством, видит здесь кощунственную аналогию. Вочеловечившийся Бог, Господь наш Иисус Христос «Взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф.8:17). Священное Писание говорит: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим.2:5,6). Религия Коновалова ставит целью оздоровление, счастливую и здоровую земную жизнь, он фактически отрицает бессмертие души и загробную жизнь.

Несмотря на кощунства и пародирование Евангелия и церковных Таинств, Коновалов постоянно подчеркивает свою связь с Православием. На сеансах и в книгах использует православную символику, иконы, молитвы, зал клиники именуется «храмом». Книга «Энергия сотворения» называется «благой вестью». Но его учение отрицает все члены Символа Веры, кроме первого, да и его Коновалов понимает в весьма извращенном виде.

На сеансах Коновалова предлагается исцеление практически от всех болезней, даже неизлечимых. На самом деле формируется психологическая зависимость от оккультного учения и самого «доктора». Контроль сознания заключается: в контроле поведения (обязательность посещения серии платных сеансов формирует стиль поведения, угодный Коновалову, появляется агрессивность к тем, кто не принимает его учения), в контроле информации (рекомендуемые книги навязывают оккультный взгляд на мир, вселенную и Бога), в контроле мышления (формируется оккультная система ценностей, происходит утрата своей воли, подчинение ее воле «доктора»), в контроле эмоций (формируются эмоции вины и эмоции страха; если человек не выздоравливает, это значит, что он плохо лечился, возникает страх покинуть «доктора»; выздоравливающему внушается необходимость продолжать посещать сеансы Коновалова, «а то можно умереть»).

27.14. Спасутся ли добрые люди из магометан, язычников, еретиков, сектантов?

– Тот человек, который подвизается в добродетелях, а не право верует в Бога, – далек от Царства Божия: «Он (Бог) спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит.3:5-7). Дело спасения – дело Бога, и есть тайна. В силу всемогущества Божия нельзя исключать возможности помилования кого-либо из неправославных, но возможность спасения их маловероятна, ибо написано: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5), а также: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин.3:36). Евангельская вера является той силой, которая отворяет дверь спасения во Христе.

В целом на вопрос о посмертной судьбе нехристиан и неправославных христиан в учении Православной Церкви нет однозначного ответа. Правильнее всего предоставить этих людей милости Божией и не стремиться предвосхитить суд Божий, помня слова апостола Павла: «Внешних же судит Бог» (1 Кор.5:13).

27.15. Как показать сектантам, что их вера не спасительная?

– Спросить сектантов: где их святые угодники, чудотворцы, преподобные? У них их нет и быть не может. Сектанты не признают их и тем самым доказывают, что их вера не святая (раз не являет святых угодников, не освящает людей), не чудотворная (раз не имеет своих чудотворцев), не спасительная (так как никого не сделала преподобным), не Христова (потому что основана не на Кресте Христовом).

Все эти сектантские веры появились от противления Церкви Христовой, от гордости ума: в своем заблуждении люди воображают, что правильнее и лучше понимают и объясняют Евангелие Христово, чем сама Церковь Христова.

С убежденными сектантами бессмысленно спорить о вере, так как их сознание нарушено специальными методами воздействия на человеческую психику, применяемыми в сектах для вербовки новых членов, и только опытные специалисты могут вывести их из этого опасного состояния. 

Практическое руководство по приходскому консультированию. Санкт-Петербург 2009 год.

 
загрузка...
 
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Google
▲ Наверх